Эпохи и жанры

С чего начать писать автофикшн

История понятия и советы для писателей
Литература автофикшн привлекает авторов и читателей искренностью, прочной связью с реальностью и терапевтическим действием. Разбираемся подробнее в этом феномене и предлагаем рекомендации авторам, которые хотят попробовать себя в жанре «самосочинения».

Что такое автофикшн

Автофикшн — это писательская стратегия, находящаяся между художественной и документальной литературами. В основе таких произведений лежит жизненный опыт автора. Вместе с этим автофикшн-тексты допускают и вымысел в биографии или деталях реальных событий. Филологи, писатели и критики продолжают обсуждать, можно ли считать автофикшн жанром, уточняют его границы, некоторые даже говорят, что автофикшн убил художественную литературу. Но разрушение жанровых границ, границ между искусством и реальностью — закономерный процесс в культуре, за которым следует создание новых форм и правил.

Художественное напряжение и сила такого подхода к тексту лежит в его принципиальной синкретичности, в неуловимости точного определения, что происходило на самом деле, а что нет. Однако литературу автофикшн чаще рассматривают как художественное явление, поскольку она рефлексирует не только о жизни, смерти, истории, но и о возможности отразить реальность в слове.

Как появился автофикшн

Французский писатель Серж Дубровский в аннотации к роману «Сын» 1977 года впервые использовал понятие автофикшн, определив его как «вымысел абсолютно достоверных событий и фактов».

Автор описывал, как он живет между двумя языками — французским и английским, поэтому почти весь роман состоял из внутренних диалогов героя, описаний реальности и воспоминаний, смеси языков. Так, для Дубровского автофикшн — это, в первую очередь, «олитературивание самого себя посредством самого себя».

Можно найти и более ранние тексты, соответствующие такому подходу к письму.

Наиболее показательный пример — роман «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста. В нем писатель отталкивался от собственной биографии, пересочиняя и художественно перестраивая ее. Пруст показал, как с помощью письма о себе и своих воспоминаниях можно понять себя и вернуть «утраченное время».

Другой подход был у Сергея Довлатова. В каждую главу повести «Компромисс», основанной на его опыте работы в газете «Советская Эстония», автор включил фрагменты реальных статей. После он описывал абсурдную ситуацию, стоявшую за газетным сюжетом, достоверность которой сложно определить. Так Довлатов намеренно соединял документальность с вымыслом и абсурдом, обнажая конфликт между ложью фактов, описанных в газете, и правдой художественного вымысла.

Зачем писать и читать автофикшн

Литературу автофикшн критикуют за эгоцентризм. Иногда это справедливо, однако в удачной книге читатель узнает себя в герое и его переживаниях. В этом смысле автофикшн сближает писателя и читателя, предлагая с помощью текста пройти путь освобождения, подобно тому, как читатель вместе с Данте восходит из Ада в Рай. Ниже рассказываем, с какими задачами автофикшн помогает справиться авторам и читателям.
Найти и собрать себя
Главный сюжет и конфликт литературы автофикшн универсален — поиск себя, своей распавшейся идентичности в мире хаоса и лжи.
Человек в прозе автофикшна существует в мире без правил, в мире пустых величин, с зыбкой, трудноуловимой гранью между фактом и фейком. Одна из проблем, которые обнажает автофикшн, — это трудности не то что самоопределения — а и просто самофиксации личности. Современный опыт личности открыт в пространство неопределенности.
— Евгений Ермолин «Автофикшн как медийная стратагема»
Героиня классической автофикшн-книги Крис Краус «I love Dick» — замужняя сорокалетняя художница, чувствующая себя неудачницей, неожиданно влюбляется. Странная одержимость выливается в неотправленные письма объекту любви. И если реальность постоянно становится испытанием и унижением для героини, то в письме она обретает себя.

Любой биографический сюжет, даже составленный в произвольном порядке или разбавленный иножанровыми фрагментами, имеет экзистенциальное измерение. Сюжет фильма Андрея Тарковского «Зеркало» опирается на биографию режиссера и опыт его близких. «Создавать на экране иллюзию жизни, не оплаченную собственной кровью и потом, означает гальванизировать труп. Каждое мгновение, запечатлеваемое для экрана, должно оплачиваться той же энергией, что и соответствующий этому мгновению жизненный поступок», — говорил Тарковский. Предельно интимная история, рассказанная в фильме, по замыслу режиссера, предлагает каждому зрителю универсальный путь преодоления смерти — память и творчество.

Проработать травму и рассказать о сложном опыте
Мода на ментальное здоровье, психологию и заботу о себе сближается с утешительной функцией литературы автофикшн — как в психологическом, так и в социальном смыслах. Возможность говорить о личном опыте боли и угнетения не только дает надежду на понимание, но и высвечивает невидимое насилие и скрытые проблемы общества.
Анна Старобинец в книге «Посмотри на него» не останавливается на том, что проговаривает травму от потери сына из-за вынужденного аборта — она хочет изменить реальность.

«Эта книга не только о моей личной потере. Эта книга о том, насколько бесчеловечна в моей стране та система, в которую попадает женщина, вынужденная прервать беременность по медицинским показаниям. Эта книга — о бесчеловечности и человечности вообще. Потерянного не вернешь. Утративших человеческий облик не превратишь обратно в людей. Но систему можно исправить, и я на это надеюсь. Поэтому я называю реальные имена, фамилии и названия учреждений. Поэтому я пишу правду».

Исследовать трагедии ХХ века и свою связь с ними
Автофикшн памяти — новая форма исторического романа. ХХ век позади, свидетелей революций, масштабных войн и жертв репрессий почти не осталось, однако эта эпоха до сих пор определяет жизни многих людей. Описать историю своей семьи, понять, как опыт ХХ века деформировал жизнь предков — значит найти себя. Мария Степанова в романсе «Памяти памяти» создает хронику своей семьи, исследуя возможности человеческой памяти. Героиня путешествует по следам предков, собирает артефакты и документы, однако понимает, что по-настоящему проникнуть в прошлое невозможно.

Сопротивляться энтропии повседневности
Чтобы писать автофикшн, необязательно страдать, путешествовать или быть похожим на киногероев. В литературе есть и другая линия — исследование повседневности, скрупулезная фиксация мелких событий и образов, которые, как и в жизни, никуда не ведут и ничего не значат.
В книге «Моя борьба» норвежский писатель Карл Уве Кнаусгор описывает быт, вспоминает детство и отрочество, но делает это так прямо и откровенно, не упуская ни одной детали, что обыденность обретает метафизическое измерение.

«В двадцать четыре года я вдруг понял, что это и есть моя жизнь, вот такая, как получилась, и другой она вряд ли когда-нибудь станет. Что пресловутые золотые студенческие годы, о которых человек на всю жизнь сохраняет самые радостные воспоминания, для меня свелись к унылой веренице тоскливых и одиноких дней. <...> Я все приму, я колодец, я кладезь невезения, несчастья, ничтожества, муки, тоски и унижения».

С чего начать автофикшн-книгу:
советы для писателей

  • 1
    Определить цель
    Конкретная цель поможет отыскать нужное в потоке жизни, нащупать стиль и найти инструментарий. К примеру, если есть задача написать историю семьи, стоит собрать документы и свидетельства. Если автор хочет проработать травму — будет полезно объяснить её хотя бы для себя, а чтобы преодолеть рутину, для начала следует как можно подробнее описать её.
  • 2
    Собрать материал
    Автофикшн дает свободу комбинировать не только реальное/вымышленное, но и текстовое/визуальное. В нарратив произведения можно включить документы, фотографии, картины и эссе. Кроме того, автофикшн-книгу можно составить из постов в соцсетях. Так сделаны «Ода радости» Валерии Пустовой и сборник рассказов Наталии Мещаниновой.
  • 3
    Найти стиль повествования
    Рефлексия письма — важная тема литературы автофикшн. Автор, обозначая достоверность описываемых событий, оставляет и пространство для художественности — образов, композиции и отбора материала. Поэтому стиль может быть разнообразным: от сухого и протокольного, как в романе Дмитрия Данилова «Горизонтальное положение», где писатель таким образом обнажает бессилие слова и создает дистанцию по отношению к реальности, до ассоциативного и метафоричного, как у Марселя Пруста, который, напротив, утверждает преображающую силу письма.
  • 4
    Смотреть на себя как на Другого
    Художественность рождается в дистанции по отношению к изображаемому объекту. Если субъект и объект письма совпадают, автор может писать о себе в третьем лице. Также продуктивной будет работа с социальным и культурным контекстами, которые сформировали автора/героя. Можно письменно поразмышлять, что именно и как его изменило — семья или школа, окружение или случайная встреча, а может книга, которую однажды посоветовал учитель литературы.

Что еще читать из литературы автофикшн

Источники
  1. Doubrovsky S. Autobiographie/Vérité/Psychanalyse // Autobiography in 20th-Century French Literature. 1980, №3 (20). С. 71.
  2. Doubrovsky S. Fils. Paris: Galilée, 1977.
  3. Данилов Д. Горизонтальное положение. М.: Эксмо, 2010.
  4. Довлатов С. Компромисс. СПб.: Азбука, 2022.
  5. Ермолин Е. Автофикшн как медийная стратагема // Верхневолжский филологический вестник. 2022, № 2 (29).
  6. Краус К. I Love Dick / Пер. К. Папп. М.: No Kidding Press, 2022.
  7. Левина-Паркер М. Введение в самосочинение: аutofiction // НЛО. 2010, №3. Мещанинова Н. Рассказы. М.: Сеанс, 2017.
  8. Пруст М. В поисках утраченного времени / Пер. Н. Любимова. В 7 томах. СПб.: Амфора, 2013.
  9. Пустовая В. Ода радости. М.: Эксмо, 2019. Старобинец А. Посмотри на него. М.: Corpus, 2017.
  10. Степанова М. Памяти памяти. М.: Новое издательство, 2017.
  11. Суркова О. Хроники Тарковского // Искусство кино. 2002, №6.
  12. «Зеркало», реж. Тарковский А. 1974.
  13. Уве Кнаусгорд К. Моя борьба. Книга 1. Прощание / Пер. с норв. И. Стебловой. М.: Синдбад, 2019.
    Автор материала: Алена Пантюхина
    Редактор: Дарья Чернова

    Дата публикации: 06.05.2023



    Читайте также