Эпохи и жанры

Путеводитель
по фэнтези литературе

Фэнтези литература может похвастаться большим разнообразием. Часто авторы фэнтези берут инструменты для создания историй из других жанров, из-за чего сформировалось большое количество поджанров. В статье рассматриваем черты распространённых поджанров фэнтези и выделяем их канонические произведения.

История жанра фэнтези

Стоит понимать, что между поджанрами фэнтези пролегают условные границы. Причиной этому является разница в восприятии литературоведами не только поджанров, но и вообще всей фэнтези литературы. Например, до сих пор нет единого мнения, какую дату считать точкой отсчёта в возникновении жанра фэнтези, не говоря уже о поджанрах, корни которых могут уходить далеко в историю.

Одни исследователи признают существование одних поджанров, другие — нет. Третьи считают, что всю фэнтези литературу можно разделить всего на два поджанра: «высокое» и «низкое» фэнтези.

    «Высокое» и «низкое» фэнтези

    Понятие «"высокое" фэнтези» появилось в 1971 году благодаря статье фантаста Ллойда Александера «Высокое фэнтези и героическая романтика» («High Fantasy And Heroic Romance»). Позже это понятие развили Кеннет Дж. Захорски и Роберт Бойер. По их мнению, фэнтези будет считаться «высоким», если произведение полностью состоит из вымысла — действия происходят в вымышленном мире, который населен фантастическими существами и волшебниками.

    В противовес «высокому» фэнтези Захорски и Бойер ввели понятие «"низкое" фэнтези». В такой литературе фантастические события и явления происходят в мире, в котором они были бы невозможны. Например, в нашем мире стрельба огнём из пальцев противоречит не только законам физики, но и физиологии человека, однако в «низком» фэнтези это будет возможно. В «низком» фэнтези фантастический элемент встречается частично, по сравнению с «высоким», в котором всё пропитано магией.

    Далее в статье рассмотрим поджанры фэнтези, существующие в рамках разных классификаций.

                Героическое фэнтези

                Это самый старый поджанр фэнтези. Корнями он уходит в рыцарские романы Средневековья, когда ловкий и отважный воин попадал в различные передряги и выпутывался из них благодаря своей силе и хитрости. Основу героического фэнтези заложил писатель Роберт Ирвинг Говард в 1930-х годах в рассказах о приключениях Конана-варвара.

                Характерные признаки героического фэнтези:
                • Сильный главный герой, который необязательно должен быть добрым и благородным.
                • Из-за размытости моральных ориентиров главного героя в таких произведениях появляется моральная двусмысленность.
                • В сюжете встречаются различные авантюры, приключения, сражения. Иными словами: действие — превыше всего.
                • Главный герой спасает девушку, которая постоянно попадает в беду.
                • Протагонист проходит весь путь героя.
                Примеры героического фэнтези:
                • Роберт И. Говард «Конан-варвар».
                • Пол Андерсон «Три сердца и три льва».
                • Эдгар Р. Берроуз «Принцесса Марса».
                • Майкл Муркок «Хроники Корума».
                • Алексей Пехов «Ветер и искры».

                    Эпическое фэнтези

                    Эпическое фэнтези — эталон «высокого» фэнтези. Читатель видит не просто полностью выдуманный мир. Он погружается в продуманный, выстроенный по всем внутренним законам сеттинг, в котором нет места реальному миру. Главный герой в таком произведении имеет особую миссию в масштабной войне Добра со Злом.

                    Характерные признаки эпического фэнтези:
                    • Большие масштабы произведения — события охватывают весь фантастический мир.
                    • Глубокое погружение в мир произведения, тщательная проработка истории придуманных государств и обществ, всех аспектов сеттинга.
                    • Большое количество действующих лиц и переплетающихся сюжетных линий.
                    • Чёткое разделение на Добро и Зло, и их борьба друг с другом.
                    • Повествование растягивается на несколько книг.

                    Каноническим произведением эпического фэнтези считается трилогия Джона Рональда Руэла Толкина «Властелин колец», на которую равнялись многие писатели-фантасты. Например, Роберт Джордан специально приблизил первую книгу цикла «Колесо времени» к «Властелину колец», что заметили многие критики, а Ник Перумов и вовсе построил свой цикл «Кольцо тьмы» во вселенной толкиновского Средиземья.

                    Зачастую автор снабжает вселенную эпического фэнтези картами и глоссариями или, например, словарем вымышленного языка.

                    Примеры эпического фэнтези:
                    • Джон Р. Р. Толкин «Властелин колец».
                    • Роберт Джордан «Колесо времени».
                    • Тэд Уильямс «Память, скорбь и шип».
                    • Брендон Сандерсон «Архив Буресвета».
                    • Ник Перумов «Кольцо тьмы».

                          Мифологическое фэнтези

                          В любом фэнтези могут встретиться мотивы мифов различных народов, однако в мифологическом фэнтези мифы играют первостепенную роль. В такой литературе боги и многочисленные создания из легенд и сказаний оживают и становятся героями произведения.

                          Характерные признаки мифологического фэнтези:
                          • Опора на мифы, легенды и сказания народов мира.
                          • Присутствие в произведении известных богов и мифических существ.
                          • Обыгрывание различных мифических сюжетов и легенд.

                          Изначально канон мифологического фэнтези опирался на кельтский фольклор. Произведением, заложившим основы для поджанра, можно назвать роман ирландского писателя и поэта Эдварда Планкетта «Дочь короля Эльфландии», который он опубликовал в 1924 году под псевдонимом Лорд Дансейни. Позже стали появляться произведения, которые опирались на мифы других народов, так в отдельные поджанры выделились, например, античное, скандинавское и азиатское фэнтези.

                          В России в рамках этого поджанра на рубеже XX и XXI веков появилось славянское фэнтези. Его ярким представителем считается цикл Марии Семёновой о Волкодаве.

                          Примеры мифологического фэнтези:
                          • Лорд Дансейни «Дочь короля Эльфландии».
                          • Клайв Стейплз Льюис «Пока мы лиц не обрели».
                          • Сюзанна Кларк «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл».
                          • Нил Гейман «Американские боги».
                          • Мария Семёнова «Волкодав».

                                  Темное фэнтези

                                  Темное фэнтези — поджанр, который находится на стыке хоррора, фэнтези и готики. Это произведения, наполненные мрачным чувством свершившегося конца света или победившего вселенского Зла. Добра больше нет, противостоять Злу некому.

                                  Характерные признаки темного фэнтези:
                                  • Протагонист — антигерой. Он эгоистичен, сам себе на уме, руководствуется мотивами личной выгоды или вопросами выживания.
                                  • В мире восторжествовало непобедимое Зло, из-за чего он погрузился в хаос и разруху.
                                  • Никто и ничто не противостоит Злу. Героев и сил Света больше нет, а те, кто мог бы взять на себя эту роль, отказываются участвовать в войне против Зла.
                                  • Фэнтезийные расы либо вымирают, либо враждебны друг к другу.
                                  • Общая атмосфера произведения — безнадёжность и упадок.

                                  Считается, что первопроходцем тёмного фэнтези был Говард Филлипс Лавкрафт. Он внёс в жанр понятие вселенского ужаса, угнетающую атмосферу, страх перед тысячелетним Злом. Особенно яркими произведениями можно назвать «Ужас Данвича» и «Зов Ктулху». Сейчас это не вписывается в канон тёмного фэнтези, а считается классическим фэнтези, в котором центральную роль занимает победившее в мире Зло и его ужасы.

                                  Примеры темного фэнтези:
                                  • Стивен Дональдсон «Проклятие лорда Фаула».
                                  • Урсула Ле Гуин «Шкатулка, в которой была тьма».
                                  • Глен Кук «Хроники Чёрного Отряда».
                                  • Ричард Скотт Бэккер «Князь пустоты».
                                  • Стивен Кинг «Темная башня».
                                  • Ник Перумов «Алмазный меч, деревянный меч».

                                  Гримдарк

                                  Гримдарк (мрачное фэнтези) часто путают с тёмным фэнтези. У них и правда много общего, однако у гримдарка есть принципиальное отличие — в нём нет разделения на Добро и Зло, а значит нет и победившего Зла. Гримдарк, скорее, можно считать реалистичным и жестоким фэнтези. Некоторые авторы называют этот поджанр «антитолкиновским» фэнтези.

                                  Характерные признаки гримдарка:
                                  • Поскольку границы между Добром и Злом стёрты, в сюжете появляется моральная неоднозначность, преобладают полутона.
                                  • Глубокая проработка психологии персонажей, их прошлого и травм.
                                  • Все без исключения персонажи могут умереть в любой момент. Они уязвимы и несовершенны.
                                  • Гримдарк — самый жестокий и натуралистичный поджанр фэнтези. Встречаются подробные описания кровавых расправ и секса.

                                  Основателем гримдарка считается английский писатель Джо Аберкромби. Его цикл «Земной круг» попадает под все критерии гримдарка.

                                  Примеры гримдарка:
                                  • Джо Аберкромби «Первый закон».
                                  • Анджей Сапковски «Ведьмак».
                                  • Джордж Р. Р. Мартин «Песнь льда и огня».
                                  • Марк Лоуренс «Разрушенная империя».
                                  • Майкл Р. Флетчер «Без надежды на искупление».

                                            Историческое фэнтези

                                            В историческом фэнтези события разворачиваются на фоне известных исторических событий. Поджанр отличается от исторической литературы тем, что события дополняются магией, присутствием фантастических существ и прочим.

                                            Характерные признаки исторического фэнтези:
                                            • В основе повествования лежит реальное или легендарное историческое событие.
                                            • Возможно присутствие мифических или фантастических существ, магии, волшебников.
                                            • Допускается альтернативная трактовка исторических событий, которые в повествовании развиваются под действием фантастических обстоятельств.

                                            Писательница Мэри Стюарт одна из первых смогла соединить исторический роман и фэнтези. Её книга «Хрустальный грот» опирается на истории о Мерлине и короле Артуре, которые имеют полулегендарный характер. Произведение стало образцом исторического фэнтези, однако содержит в себе элементы и мифологического фэнтези. Также оно заложило основы для последующих книг, в которых фигурирует Мерлин, поскольку Стюарт впервые в литературе попыталась детально раскрыть образ волшебника.

                                            Позже писатель Гарри Тертлдав написал роман «Пропавший легион», который основан уже не на легендах, а на реальном историческом событии — Галльской войне.

                                            Примеры исторического фэнтези:
                                            • Мэри Стюарт «Хрустальный грот».
                                            • Гарри Тертлдав «Пропавший легион».
                                            • Анджей Сапковский «Сага о Рейневане».
                                            • Гарри Гаррисон «Молот и Крест».
                                            • Юрий Никитин «Княжеский Пир».
                                            • Вера Камша «Отблески Этерны».

                                            Детективное фэнтези

                                            Фэнтезийная составляющая помогает усложнить классический детектив, так как расследования преступлений проходят в фантастическом антураже. Дополнительную сложность привносит и наличие магии.

                                            Характерные признаки детективного фэнтези:
                                            • Нереальный сеттинг детективной истории подразумевает большое количество фантастических допущений.
                                            • Помощниками детектива могут быть маги и фантастические существа.
                                            • Сам детектив может быть магом или фантастическим существом.

                                            Основы детективного фэнтези заложил Рэндал Гаррет в цикле о лорде Дарси. В расследованиях главному герою помогают лицензированные маги, а сами убийства совершаются с использованием магических средств.

                                            Примеры детективного фэнтези:
                                            • Рэндал Гаррет «Лорд Дарси».
                                            • Глен Кук «Приключения Гаррета».
                                            • Джим Батчер «Архивы Дрездена».
                                            • Даниэль Клугер «Дела магические».
                                            • Макс Фрай «Лабиринты Ехо».
                                            • Андрей Белянин, цикл «Мой учитель Лис».

                                                Городское фэнтези

                                                Фантастические события могут разворачиваться не только в мире, напоминающем Средневековье или другую историческую эпоху, но и в современном городе. В XIX веке в Западной Европе произошел очередной всплеск урбанизации. Тогда же стали появляться городские мифы, которые и легли в основу городского фэнтези.

                                                Характерные признаки городского фэнтези:
                                                • Действия происходят в современном писателю городе.
                                                • В основе произведений могут лежать городские мифы.
                                                • Обыденный и фантастический мир пересекаются и сплетаются.
                                                • Фантастические создания живут рядом с людьми тайно или открыто.

                                                Основоположником подхода, при котором смешиваются городские реалии с фэнтезийными, стал американский писатель Фриц Лейбер. Особенно выделяются его рассказы «Девушка с голодными глазами» и «Дымный призрак». Позже городское фэнтези нашло своё развитие в прозе Чарльза де Линта.

                                                Примеры городского фэнтези:
                                                • Фриц Лейбер «Матерь Тьмы».
                                                • Чарльз де Линт «Городские легенды».
                                                • Нил Гейман «Никогде».
                                                • Чайна Мьевиль «Кракен».
                                                • Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита».
                                                • Сергей Лукьяненко «Ночной дозор».

                                                      Юмористическое фэнтези

                                                      В юмористическом фэнтези авторы выворачивают фэнтезийный канон наизнанку, чтобы переосмыслить его.

                                                      Характерные признаки юмористического фэнтези:
                                                      • Высмеивание фэнтезийных штампов и клише.
                                                      • Пародирование известных фэнтезийных произведений.
                                                      • Действуют абсурдные законы магии, которые создаются автором для комического эффекта.
                                                      • События разворачиваются в причудливом сеттинге.

                                                      Корни юмористического фэнтези уходят далеко в историю, вплоть до Античности. Одной из первых известных попыток соединить юмор и фантастический сюжет можно считать античный роман древнеримского автора Апулея «Метаморфозы, или Золотой осёл».

                                                      Однако самым ярким современным представителем поджанра является Терри Пратчетт и его цикл о Плоском мире.

                                                      Примеры юмористическое фэнтези:
                                                      • Терри Пратчетт «Плоский мир».
                                                      • Роберт Асприн «Мифы».
                                                      • Пирс Энтони «Заклинание для хамелеона».
                                                      • Ольга Громыко «Профессия: ведьма».
                                                      • Андрей Белянин «Меч Без Имени».

                                                              Романтическое фэнтези

                                                              Во многих произведениях жанра фэнтези можно встретить любовную линию, однако в поджанре романтического фэнтези она выходит на первый план. Иногда романтическое фэнтези называют любовным. Романтические отношения героев таких книг развиваются на фоне фэнтезийного мира, бытовые подробности которого обычно опускаются.

                                                              Характерные признаки романтического фэнтези:
                                                              • Главенство романтической линии над всеми остальными.
                                                              • Протагонист обязательно найдёт свою любовь.
                                                              • Глубокая проработка внутреннего мира персонажей, а также их чувств и взаимоотношений с другими персонажами.
                                                              • Чёрно-белая мораль, при которой есть однозначно хорошие и однозначно плохие персонажи.

                                                              В романтическом фэнтези трудно выделить каноническое произведение. «Сумерки» Стефани Майер считаются одним из самых популярных романов поджанра.

                                                              Примеры романтического фэнтези:
                                                              • Стефани Майер «Сумерки».
                                                              • К. Н. Кроуфорд «Город Шипов».
                                                              • Сара Дж. Маас «Королевство шипов и роз».
                                                              • Рейчел Мид «Академия вампиров».
                                                              • Елена Звёздная «Академия проклятий».

                                                                      Научное фэнтези и технофэнтези

                                                                      Поджанр научного фэнтези находится на стыке научной фантастики и фэнтези. В России также встречается название технофэнтези. Однако в западном литературном сообществе принято считать, что в технофэнтези автор не пытается оправдать использование магии научными или квазинаучными терминами. Так или иначе, эти термины слишком близки, чтобы их разделять.

                                                                      Характерные признаки научного фэнтези (технофэнтези):
                                                                      • Есть несколько вариантов взаимодействия магии и технологий: магия и технологии сосуществуют отдельно друг от друга; наука достигает уровня магии; магия превращается в науку.
                                                                      • Действие разворачивается в современном для автора городе или в будущем.
                                                                      • Возможно существование иных миров и измерений, в которых будет синтез магии и науки.
                                                                      • Нарушаются некоторые физические законы, что либо объясняется магией, либо не объясняется вообще.

                                                                      Родоначальником поджанра считается Мэри Шелли с её готическим романом «Франкештейн, или Современный Прометей», опубликованным в 1818 году. В нём нет научного обоснования воскрешения Франкенштейна, что выглядит так, будто наука находится на границе с магией.

                                                                      Примеры научного фэнтези (технофэнтези):
                                                                      • Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей».
                                                                      • Роджер Желязны «Князь света».
                                                                      • Дэн Симмонс «Илион».
                                                                      • Фрэнк Герберт «Дюна».
                                                                      • Аркадий и Борис Стругацкие «Трудно быть богом».
                                                                      • Ник Перумов «Не время для драконов».
                                                                                    Заключение
                                                                                    Многие произведения, написанные в жанре фэнтези, обладают качествами нескольких поджанров, сочетают в себе влияние разных направлений. Писатели не ограничены в своей фантазии и могут создать какой угодно мир, существующий по самым странным и подчас невозможным законам. Из-за этого классификация поджанров фэнтези вызывала и будет вызывать споры в литературной среде. Вероятно, благодаря этому и обеспечивается разнообразие жанра — его главное богатство.
                                                                                    Источники
                                                                                    1. Adam Roberts. Get Started in Writing Science Fiction and Fantasy: How to write compelling and imaginative sci-fi and fantasy fiction. Teach Yourself, 2014.
                                                                                    2. Brian Stableford. The A to Z of Fantasy Literature. The Scarecrow Press, 2009.
                                                                                    3. Edward James, Farah Mendlesohn. The Cambridge Companion to Fantasy Literature. Cambridge University Press, 2012.
                                                                                    4. John Clute, John Grant. The Encyclopedia of Fantasy. Orbit, 1997.
                                                                                    5. Rosemary Jackson. Fantasy: The Literature of Subversion. Routledge, 2009.
                                                                                    6. Харитонов Е., Сказка, спрыснутая мыслию...»: [А. Ф. Вельтман как основоположник историко-фэнтезийного романа в русской литературе] 2001. С. 251-254.
                                                                                      Автор: Артур Ахметшин
                                                                                      Редактор: Мария Мальки

                                                                                      Дата публикации: 31.01.2023
                                                                                      Читайте также