Мастерство сюжета

Как использовать концепцию «пути героя», чтобы создать сюжет

В основе концепции «пути героя» лежит так называемый единый миф или мономиф. В статье рассказываем, как появилось это понятие, из каких элементов состоит структура «пути героя», и как её можно использовать для создания современных сюжетов.
Содержание
Путь героя как универсальный миф
Всемирный потоп. Айвазовский И. К. 1864 г.
У всех древних людей было общее мифологическое сознание. Миф — это способ древнего человека объяснить и понять мир. Потому многие мифологические сюжеты так похожи. Например, миф о Всемирном потопе встречается у разных народов, не связанных культурно.

Многие мифы объединяет не только схожие сюжеты, но и единая структура повествования, которая часто сводится к путешествию героя. Структуру путешествия героя можно проследить в древнегреческих мифах, скандинавском эпосе, славянских сказках и современных сюжетах.

Важно отметить, что эта концепция касается не только физического путешествия, но и духовного. Карл Густав Юнг назвал это коллективным бессознательным: история, которая помогает человеку познать собственное «я» и определить свои отношения с миром. В концепции пути героя затрагиваются общечеловеческие архетипы и проблемы, поэтому они понятны каждому.
Джозеф Кэмпбелл и Кристофер Воглер ― главные исследователи концепции пути героя
К первым исследователям единого мифа как понятия можно отнести Джона Фрэзера, книги которого представляют собой сборники древних мировых историй и показывают их пересечение и близость человеческого сознания в создании сюжетов.

Термин «мономиф» ввел Джеймс Джойс для романа «Поминки по Финнегану» в значении: «структура сюжета, которая появилась с первыми историями о героях».

Более пристально путешествие героя рассмотрел американский исследователь мифологии Джозеф Кэмпбелл в книге «Тысячеликий герой». Благодаря ему понятие мономифа слилось с концепцией пути героя.

Позже его идею подхватил Кристофер Воглер в «Путешествии писателя». Если Кэмпбелл опирался больше на мифы и эпосы древности, то Воглер объяснял, как это применимо к современности. В качестве примеров он взял не только литературу, но и киносюжеты, и продемонстрировал, что путь героя применим к любому нарративу, будь то устная, литературная или визуальная традиция.
При всем многообразии историй по сути речь всегда идет о путеше­ствии. Оставив привычный уютный мир, герой принимает вызов не­знакомого внешнего мира.
— Кристофер Воглер «Путешествие писателя»
Структура пути героя:
3 акта и 12 стадий
Путь героя состоит из трех частей — герой покидает обыденный мир, проходит испытания и возвращается изменившимся. Каждая часть имеет несколько обязательных стадий и сюжетных элементов.
Акт I. Начало пути
1
Обыденный мир
В концепции Кэмпбелла стадии обыденного мира не существует — у него сразу начинается путешествие. Воглер меняет точку отсчета, потому что считает важным рассказать читателю об обыденном мире героя: чем он живет и что оставляет позади, когда отправляется в мир особенный.

На этом этапе автору нужно решить одновременно несколько задач:
  • завладеть вниманием аудитории,
  • задать темп повествования и
  • раскрыть героя, вместе с которым читатель захочет пройти путешествие до конца.
2
Зов к странствиям
Зов запускает основной сюжет путешествия. Это может быть внешнее побуждение, например, новость или утрата чего-либо, или внутренний толчок к переменам, например озарение. Часто на этой стадии появляется архетип вестника. Зов может звучать неоднократно, пока сюжет не будет запущен.
3
Отказ ответить на зов
Герой отвергает судьбу. Часто потому, что он растерян и напуган, потому что не принимает себя и свои уникальные черты, не верит в свои силы. Подобная остановка перед началом приключений показывает, как опасно предстоящее путешествие, и герой должен решить, стоит ли оно риска. В зависимости от характера персонажа отвержение может повторяться многократно.
4
Встреча с наставником
Фигура наставника часто выражена архетипом мудреца. Он защищает и обучает героя, возлагает на него ответственную миссию, иногда снабжает некими предметами. Эта стадия помогает герою преодолеть страх перед особенным миром. В дальнейшем образ доброго наставника может измениться, и между ним и героем может возникнуть разногласие.
5
Преодоление первого порога
Порог — это граница между миром обыденным и миром особенным. Она может быть физическим препятствием, вроде двери, или, например, гранью между сном и реальностью. Герой не всегда преодолевает порог сразу, иногда его попытки растягиваются на несколько сцен. Преодолевая порог, герой подтверждает серьезность своих намерений. Его решение шагнуть в неизвестность называется скачком веры, который готовит его к дальнейшим испытаниям.
Акт II. Инициация героя
1
Испытания, союзники, враги
Герой пытается освоиться в новом мире, где установлены свои правила. Вместе с усвоением правил он набирается сил перед основным приключением, проходит испытания, благодаря которым у него появляются более масштабные цели, новые друзья и враги. На этом этапе читатель может взглянуть на героя глазами его доброжелателей или недругов.
2
Приближение к сокрытой пещере
Герой приближается к самой сути нового мира. Он чувствует или уже знает, что у него есть задача, с которой лишь он в силах справиться. Все самое страшное и сокрытое лежит в этой пещере. Прежде, чем в нее войти, предстоит преодолеть испытания. Герой планирует, как будет воплощать план проникновения, и готовится к главному испытанию.
3
Главное испытание
Герой оказывается перед лицом того, что его больше всего страшит. Это апофеоз и решающий момент. Часто эта стадия сводится к смерти героя и последующему воскрешению. Однако герою не обязательно умирать самому: он может стать свидетелем смерти наставника или союзника, а, может, и причиной смерти антагониста.
Эта стадия заметна также появлением еще одного важного архетипа — тени. В какой-то мере тень — это проявление худшего в самом герое. Она может быть выражена в форме любой враждебной силы: злодея, демона-искусителя, стихии или темной стороны героя. Поэтому и главное испытание героя сводится к поединку с тенью. А после победы появляется надежда, и героя ожидает заслуженная награда.
Важно заметить, что в историях о влюбленных, где используется структура путешествия героя, главное испытание будет выражено в форме душевного кризиса. Например, мнимое предательство или, если история построена на конфликте — падение оборонительной позиции.
4
Награда
Торжество, воссоединение влюбленных, захват сокровища, обретение сокровища (золота, меча или метафорически — знаний и возможностей), похищение эликсира, способного исцелить любой недуг, — примеры наград, которые получает герой. Это может быть как физическая вещь, так и внезапное прозрение, эпифания.
После прохождения испытания и близкого знакомства со смертью герой подвергается инициации — начинает жизнь в новом качестве. Он уже не тот, кем был раньше. В дальнейшем подобная переоценка ценностей может развернуться для героя в любую сторону. Важно, что встреча со смертью в корне меняет его жизнь.
Отличие второго акта у Кэмбелла и Воглера:
Кэмбелл выносит психологические конфликты и романтические испытания в отдельные этапы. Так, например, у него есть стадии «Примирение с отцом», «Встреча с богиней» и «Жен­щина как искусительница». Воглер не делает акцента на конфликте отцов и детей, добавляя его как мотив в другие стадии. То же касается и романтических историй — по Воглеру они поддаются общим правилам, а «богиня» и «искусительница» — это не обязательно женское начало.
Акт III. Возвращение
1
Обратный путь
Герой усвоил важный урок нового мира, а что дальше? У Кэмпбелла возвращению предшествует стадия отказа, когда герой сперва выбирает остаться в особенном мире, потому что возвращение во внешний мир само по себе может стать испытанием. Воглер же говорит, что на самом деле большинство героев не стремится остаться. У них есть два пути: вернуться в обыденный мир, либо отправиться в новое место, конечную точку маршрута. Вновь необходим импульс, который поможет герою определиться. Все, что он накопил и узнал, поможет ему в возвращении домой.
Обратный путь — стадия, которая может определить дальнейшее развитие героя. Здесь становится ясно, какие уроки он вынес и как будет использовать полученные знания. На этом этапе сюжет может измениться, а его структура подобна стадии преодоления порога, только в обратном направлении. Например, может вновь появится тень, если герой не покончил с ней в прошлый раз. Акценты способны сместиться так, что мотив осуществления мечты превратится в историю бегства.
2
Возрождение
Прежде, чем вернуться в старый мир, герой проходит процедуру очищения. Он снова должен пересечь метафорический порог, а в конце встретиться со смертью.
На этом этапе герою может быть предложено пройти решающий поединок, последнее испытание и применить на практике все, что он усвоил на протяжении пути. Главное — он должен сделать выбор, который продемонстрирует его обновленную систему ценностей и личностный рост. На этой стадии читатель достигает катарсиса, а персонаж демонстрирует, насколько эволюционировал.
События этого этапа перекликаются с событиями главного испытания, но не повторяют его. Такая структура придает сюжету завершенность и служит кульминацией. Очередная метаморфоза подчеркивает окончательное воскрешение героя и его полную трансформацию.
Возрождаясь, герой обретает новое «я», с которым он вернется домой.
3
Возвращение с эликсиром
На этой стадии часто используется элемент «эликсира» ― герой возвращается домой с чем-то, чем он может поделиться с другими.
Возвращение — это финальная точка, где следует закончить все сюжетные линии, объяснить тайное, закольцевать звучавшие ранее мотивы и идеи. В момент развязки автор может поставить перед героем новые вопросы, но прежде необходимо решить все старые проблемы.
Пройдя через самые суровые испытания и пре­одолев смерть, герои возвращаются туда, откуда начинали путешествие, идут домой, или продолжают путь. Но отныне они живут с чувством, что вступают в новую жизнь, по­тому что дорога, которая уже пройдена, навсегда их изменила.
— Кристофер Воглер «Путешествие писателя»
Подведем итоги: путь героя ― гибкая концепция
Четкая структура пути героя может создать впечатление, что автор должен следовать шаблону, который не оставляет места для творчества.

На самом деле путь героя ― гибкая концепция, потому что:
  • 1
    Путь героя можно использовать как общую структуру, но она не главенствует над сюжетом.
    Воглер советует писателям создавать структуру книги под художественный замысел: «Форма сле­дует за функцией». На произведение влияют разные факторы, от авторского замысла до предпочтений аудитории, но если писать книгу исключительно под концепцию пути героя, сюжет скорее всего получится искусственным.
  • 2
    Можно экспериментировать с образом протагониста.
    Герой не обязан быть хоббитом, живущим в норе, или Иванушкой-дурачком. Ни Кэмпбелл, ни Воглер не ограничивают образ героя. Но они подчеркивают, что герой должен быть близок читателям, его стремления и переживания должны быть понятны целевой читательской аудитории.
  • 3
    Можно свободно обращаться с элементами истории.
    Воглер считает, что автор не обязан придерживаться «схемы, парадигмы, традиции или методологии». Так, этапы странствий героя могут искажаться, сокращаться, обрастать подробностями. Какие-то стадии могут меняться местами, какие-то и вовсе можно пропустить, если сюжет того требует, а какие-то — растянуть за очерченные рамки. Даже кульминаций существует множество: драматичная, тихая, циклическая. Финал тоже может быть кольцевой, открытый, совершенный, альтернативный, в виде эпилога.
  • 4
    Канон можно переосмыслить.
    У мономифа тысячелетняя традиция, тем не менее, в него можно добавлять новые детали или взглянуть на обыденные вещи по-новому. Процитируем Воглера: «Пу­блике нравится смелое и творческое обращение с каноном. Вы мо­жете нарушить все «правила» и обмануть все ожидания аудитории и тем не менее затронуть универсальные человеческие чувства».
  • 5
    Внешнее путешествие часто отражает внутреннее развитие героя.
    По мнению Воглера, великие книги содержат оба путешествия: «Любая хорошая история показывает нам, по меньшей мере, два пу­тешествия: внешнее и внутреннее. В первом случае герой старается выполнить какое-то трудное задание или что-то добыть во внешнем мире, во втором — он переживает духовный кризис или должен испытать себя на прочность, чтобы в итоге стать другим».
  • 6
    Конфликт может быть многомерным.
    Центральный конфликт проходит нитью через все произведение и собирает его в одно целое. Напряжение и динамика в сюжете достигаются благодаря дуализму протагониста и антагониста, их ценностей и идей. В сюжете могут быть внутренние, внешние и второстепенные конфликты, которые подчеркивают главную идею произведения и делают его многомерным.
Практический совет: использовать визуализацию
Для разработки структуры сюжета удобно использовать визуализацию. Например, набросать стадии на карточках или доске для заметок и постепенно заполнять пробелы путешествия героя.

Карточки помогут придать структуре зримую форму, наметить основные сцены, повороты сюжета, соотнести их с двенадцатью стадиями путешествия, а также экспериментировать ― менять сюжетные элементы местами и смотреть, как перестановка влияет на общий сюжет.
Рекомендуемая литература
Кристофер Воглер
Джозеф Кэмпбелл
Лабиринт
Владимир Пропп
Лабиринт
Джеймс Джордж Фрэзер
Лабиринт
Автор материала: Мария Титова
Выпускающий редактор: Мария Мальки

Дата публикации:
10.10.2022