Мастерство сюжета

Что такое хай-концепт
и как с его помощью создать оригинальный сюжет

Если автор может в трех предложениях описать завязку, конфликт, финальный твист и развязку, то у такого сюжета скорее всего есть хай-концепт и высокий маркетинговый потенциал. Книгу или сценарий с хай-концептом проще продать издателю, литературному агенту или кинопродюсеру. В статье рассказываем, у каждого ли бестселлера есть
хай-концепт (спойлер: нет), и как сформулировать сюжет
в трех предложениях.
Осторожно, спойлеры: в этой статье могут раскрываться детали упоминаемых сюжетов.

Что такое хай-концепт

Понятие хай-концепта (англ. high concept — высокая концепция) возникло
в голливудской киноиндустрии, а затем и издатели стали использовать его,
чтобы оценить маркетинговую привлекательность книги.
  • Хай-концепт ― сюжетная арка в трех предложениях.
    Если автор может в трех предложениях описать завязку, конфликт, финальный твист и развязку, то у такого сюжета скорее всего есть хай-концепт. Хай-концепт «собирает» книгу и может использоваться как сжатый план произведения. Если изложить суть сюжета в нескольких предложениях перед началом работы над рукописью, это поможет сюжету не распадаться во время работы над произведением.
  • Хай-концепт ― обещание оригинальности.
    Хай-концепт применим ко всем жанрам и часто построен на предпосылке «что, если» или уникальном переосмыслении привычного сюжета.
    Он создает впечатление новизны и уникальности сюжета, обещает интригу, много действия и напряженный конфликт.
  • Хай-концепт ― маркетинговый инструмент.
    Автор, который может быстро и убедительно ответить на вопрос
    «О чем ваша книга?», имеет больше шансов заинтересовать издателя
    или продюсера. И поскольку книгу или сценарий требуется продвигать многократно — литературному агенту, издателю, продюсеру, читателю, зрителю — хай-концепт будет работать на каждом этапе.

Как создать сюжет с хай-концептом

Как сформулировать идею хай-концепта

  • Формулировать по схеме «это [сюжетный троп или узнаваемый сюжет], но [сюжетный поворот]». Или по схеме «это как X, который встретил Y» и сталкивать крайности.
  • Писать выжимку для хай-концепта до написания книги. По мере работы над книгой хай-концепт можно дорабатывать и изменять.
  • Использовать метод мозгового штурма. Установить таймер и за отведенное время придумать как можно больше идей хай-концепта с помощью описанных выше приемов.
  • Продумать финальный твист — сюжетный поворот, который читатель не ожидает и который перевернет его взгляд на описанные события. Например, можно использовать прием клиффхенгера или точку зрения ненадежного рассказчика.
Лоу-концепт — это история, в которой основное внимание уделяется миру и персонажам, окружающим сюжет, а не самому сюжету.
— «How to write high structure, high concept movies», Rob Tobin
Чем хай-концепт отличается
от лоу-концепта

В противовес хай-концепту существует лоу-концепт. Он не ограничивается какими-то конкретными признаками.

Лоу-концепт — всё, что не входит в 5% хай-концепта.

История с лоу-концептом чаще всего:
  • основана на архетипическом сюжете. Например, двое встречаются и влюбляются — этот сюжет не нуждается в дополнительных пояснениях.
  • сосредоточена на развитии персонажа, психологических аспектах, эстетике формы и т.д.
Как отличить произведения
с хай-концептом

Как большинство литературоведческих категорий хай-концепт обладает подвижными границами. О наличии хай-концепта в тех или иных произведениях можно дискутировать. Иногда в произведении могут встречаться только отдельные элементы хай-концепта.

Если вспомнить количество отказов издательств, которые получила первая книга о Гарри Поттере, можно сделать вывод, что многие издатели тогда не распознали в книге
хай-концепта и маркетингового потенциала.

В примерах ниже предлагается проанализировать признаки и границы хай-концепта.
«Гарри Поттер и философский камень»

Сюжет: мальчик-сирота оказывается избранным волшебником, поступает в школу магии и, преодолевая множество опасностей, спасает мир от Темного мага.

История Гарри Поттера ― хай-концепт, потому что построена на предпосылке «что, если», обладает уникальным интригующим сюжетом, который в то же время интересен широкому читателю,
а значит наделен высокой маркетинговой ценностью.

Хай-концепт Гарри Поттер и философский камень
«Ночной дозор»

Сюжет: Антон Городецкий открывает в себе талант Дозорного
и присоединяется к светлой стороне в битве, которая идет между светом и тьмой не одну тысячу лет. Возможно, закончить ее суждено именно Городецкому.

По аналогии с примером выше, это хай-концепт. Дополнительное свидетельство ― экранизации. Часто материал для успешной экранизации обладает хай-концептом.

Хай-концепт Ночной дозор
«Зулейха открывает глаза»

Сюжет: 1930 год. Семью татарки Зулейхи раскулачивают и ссылают
в Сибирь на каторгу. Там она вынуждена бороться за свою жизнь, находясь в незнакомом мире, где сталкиваются национальности, религии, мировоззрения и ценности.

В сюжете важна историческая реконструкция периода репрессий, психологическая составляющая и внутренний рост героини, поэтому роман можно отнести к лоу-концепту.

Этот пример демонстрирует, как лоу-концепт может стать бестселлером: роман получил несколько литературных премий
и переведен на 30 языков.

Хай-концепт Зулейха открывает глаза
«Имя розы»

Сюжет: двое монахов ведут расследование загадочных убийств в средневековом монастыре.

«Имя розы» ― пограничный вариант, потому что мимикрирует под хай-концепт, будучи лоу-концептом. Умберто Эко удалось превратить постмодернисткий роман в бестселлер благодаря интригующему верхнему слою сюжета. Но «Имя розы» все же не отвечает критерию доступности для широкой аудитории. И хотя роман был экранизирован, в экранизациях удалось передать только верхний пласт сюжета, но не интертекстуальность и культурологическую насыщенность романа.

Хай-концепт Имя розы
Не каждая история обладает хай-концептом, и это нормально.
— «How to write high structure, high concept movies», Rob Tobin
Когда хай-концепт не обязателен

Многие известные сюжеты не обладают хай-концептом, например, психологические романы Фёдора Достоевского, романы нравов Джейн Остин, постмодернистские романы Джона Фаулза, Виктора Пелевина, Владимира Сорокина.

Хай-концепт не обязателен, если:
  • Автор разрабатывает значимую для него идею, и книга рассчитана на конкретную аудиторию, а не на массового читателя.
  • У автора есть своя ниша или лояльная аудитория, и его произведения востребованы независимо от наличия в них хай-концепта.
  • Автор пишет высокохудожественную или экспериментальную прозу, где форма или идея могут быть важнее сюжетной интриги.
  • Произведение относится к жанровой литературе, и автор намерен соблюдать договор с читателем о правилах жанра.
Источники
  1. Спасите котика, Блейк Снайдер, МИФ, 2014.
  2. How to write high structure, high concept movies, Rob Tobin, 2000.
  3. High concept, Justin Wyatt, University of Texas Press, 1994.
  4. Пацаны, Эннис Гарт, Fanzon, 2018.
  5. Гордость и предубеждение и зомби, Грэм-Смит Сет, Остен Джейн, Corpus, 2016.
  6. Ромео и Джульетта, У. Шекспир, АСТ, 2017.
  7. Красавица и чудовище, Качели, 2018.
  8. Песнь льда и пламени, Джордж Мартин, АСТ, 2016.
  9. Убийство в "Восточном экспрессе", Агата Кристи, АСТ, 2019.
  10. Гарри Поттер и философский камень, Дж. К. Роулинг, Махаон, 2015.
  11. Ночной Дозор, С. В. Лукьяненко, АСТ, 2019.
  12. Имя розы, Умберто Эко, Corpus, 2017.
  13. Зулейха открывает глаза, Г. Ш. Яхина, Редакция Елены Шубиной, 2019.
  14. Малифисента, реж. Стромберг Р., 2014.
  15. Рататуй, реж. Брэд Бёрд, Ян Пинкава, 2007.
Автор материала: Мария Титова
Редактор: Мария Мальки
Вёрстка: Анастасия Варакина

Дата публикации: 19.11.2022
Читайте также