Эпохи и жанры

Историзм, вымысел и современность:
как писать историческую прозу

Обращаясь к исторической прозе, авторы воплощают собственное представление об истории, а иногда рефлексируют о современности в иносказательной форме. В статье рассказываем о функциях исторической прозы, объясняем, как устроены разные варианты текстов с историей и даем рекомендации, как написать исторический роман.

Эскапизм и память: какие задачи выполняет историческая проза

Согласно опросам, историческая проза — самый популярный и читаемый жанр среди россиян, который по продажам уступает лишь детским книгам. Значительная доля коротких и длинных списков литературных премий ежегодно состоит из «романов с историей». Это могут быть очень разные тексты — и про далекое Средневековье, вроде «Тобола» Алексея Иванова, и про относительно недавнее прошлое, как «Журавли и карлики» Леонида Юзефовича.
Как заметил критик Николай Александров, современная литература восполняет недостаток исторической рефлексии: «Современность как будто не позволяет говорить о себе просто так, отторгает синхронный дискурс и явно предпочитает диахронию». В современной русскоязычной литературе авторы так рефлексируют над «непроработанным» советским прошлым и резкостью перемен после распада СССР. Не менее популярен исторический роман и в других странах.
Это связано с функциями исторической прозы, которая позволяет:
  • Актуализировать историю, осмыслить колесо истории и причины трагедий прошлого — войн, революций, репрессий;
  • Сохранить память и рассказать о важных событиях;
  • Сформировать национальную и государственную идентичность через общее представление о прошлом;
  • Отразить динамику общественных изменений и авторское отношение к ним в иносказательной форме;
  • Сбежать от реальности в далекий мир прошлого.
При этом историческую прозу нельзя воспринимать как учебник истории, объективный и точный рассказ о событиях, даже если предполагается определенная достоверность. Исторический роман — это, в первую очередь, художественное произведение, которое воплощает авторское представление об истории.
Опрос ВЦИОМ "Любимые книги: что читают россияне?" 01.10.2018

Сочетание фактов и вымысла:
что такое историческая проза

Литература с историей — очень разнородное явление, поэтому даже в среде специалистов нет четкого определения исторического романа. До сих пор продолжаются дискуссии, следует ли считать его отдельным жанром, и как он соотносится с разными формами романа с историей. Однако общая черта такой прозы — это историзм, то есть описание событий и атмосферы определенной эпохи, которые отражаются в человеческих судьбах, сознании и поведении людей. Глубина историзма может быть разной: одни писатели затрагивают исторические события поверхностно, другие — посвящают им все произведение.
Рождение европейского исторического романа как увлекательного рассказа о прошлом принято связывать с эпохой романтизма и творчеством Вальтера Скотта, в произведениях которого оформились наиболее характерные черты исторического романа:
  • Сочетание реальных исторических событий и фигур с вымышленными;
  • Увлекательный сюжет — описание приключений и любовных интриг на фоне «большой» истории;
  • Историзм, атмосфера эпохи — описание обстановки, обычаев, языка и других деталей.
Заслуга Вальтера Скотта в том, что он первый открыл такую художественную форму исследования прошлого, размышления об истории, месте и роли человека в ней, а главное — взаимосвязи прошлого и настоящего.
Вальтер Скотт, Как написать исторический роман
Вальтер Скотт
Уильям Аллан, 1844 год
  • Историческому роману до Вальтера Скотта не хватает именно исторического мышления, другими словами, понимания того, что особенности характера людей вытекают из исторического своеобразия их времени.
    Георг Лукач, «Исторический роман»

Эпопея, сага, автофикшн: какие существует типы исторической прозы

В исторической прозе можно выделить несколько типов, которые отличаются сюжетной структурой, степенью исторической достоверности, авторскими задачами и пониманием истории. А некоторые тексты, как, например, «Война и мир» Льва Толстого, могут органически сочетать в себе характеристики разных видов исторической прозы.
Эпопея или эпическая поэма
Эпос описывает героическое великое прошлое народа. Он создает понятный мир борьбы своих идеализированных богатырей или рыцарей, с чужими — карикатурными врагами, которые несут горе родной земле. Часто реальные исторические события в эпосе преобразовываются, упрощаются и обогащаются мифическими элементами. Как, например, в «Илиаде» Гомер повествует об осаде Трои, а Николай Гоголь в повести «Тарас Бульба» описывает сражения запорожских казаков с поляками. И если в современности эпос в чистом виде уже невозможен, то его отдельные элементы — сюжетные модели или образ героя — используют часто и современные авторы.
Гомер, Как написать исторический роман
Авантюрный или любовный роман
Это исторический роман Вальтера Скотта, и именно он считается наиболее универсальным и классическим. Он объединяет принципы авантюрного, любовного и психологического романов, раскрывая эпоху через частные судьбы отдельных персонажей, их приключения и любовные интриги, вписанные в контекст исторических событий. Классический пример — пушкинская «Капитанская дочка», а в современной литературе — история татарской женщины на фоне истории ХХ века — в романе Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза».
"Зулейха открывает глаза", Как написать исторический роман
Семейная сага
Семейная сага или хроника показывает, как судьба одной семьи в нескольких поколениях отражает историю страны. И если в историческом романе сюжет двигают герои и их действия, то в хронике организующей силой становится сам ход времени, которому подвластны действия и судьбы персонажей. Так устроена трилогия Сергея Аксакова «Семейная хроника», которая описывает жизнь провинциальной дворянской семьи в XIX веке. Габриэль Гарсиа Маркес в романе «Сто лет одиночества» дополняет историю семейства Буэндиа библейскими мотивами и мифологическими образами. Так это становится метафорой истории всей Латинской Америки, и при этом представляет время как вечный цикл: «история этой семьи представляет собой… вращающееся колесо, которое продолжало бы крутиться до бесконечности, если бы не все увеличивающийся и необратимый износ оси».
"Сто лет одиночества", Как написать исторический роман
Историософский роман
"Христок и Антихрист", Как написать исторический роман
В историософском романе авторское внимание смещается от описания событий или психологии героев к философским идеям об истории и ее законах. В таких произведениях история рассматривается как борьба идей и различных мифов, как процесс, вписанный в контекст вечности. Например, Толстой предлагает, особенно в заключительной публицистической части «Войны и мира» свое представление об истории как хаосе и случайности, однако движимой народной волей. Дмитрий Мережковский больше десяти лет посвятил исторической трилогии «Христос и Антихрист», где пытался обосновать представление об истории как о борьбе двух противоположных начал — Христа и Антихриста, духовного и земного. Он считал, что в истории человеческой культуры уже предпринимались попытки синтеза этих двух начал, но они не были удачными в силу незрелости человеческого общества. И в их будущем соединении для писателя была «полнота религиозной истины».
Псевдоисторический роман, или жанр альтернативной истории
В постмодернистских текстах история становится объектом игры. Писатели заранее отказываются от представления об исторической правде, теперь история и прошлое — это незавершенный текст, который можно переписать. Пародийность, фантастические сюжеты, где исторические личности попадают в безумные ситуации, подчеркивают хаос и безумие истории. В романе Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота» гражданская война — это декорация на пути к духовному просветлению и Внутренней Монголии, а красный командир Чапаев — воплощение Бодхисаттвы. А в романе Владимира Шарова «До и во время» Сталин — одновременно сын и любовник Жермены де Сталь, начинает репрессии только из ревности, чтобы избавиться от своих «конкурентов».
"Чапаев и пустота", Как написать исторический роман
Исторический детектив
Это классический детектив, который разворачивается на фоне исторических событий. Однако расследование преступления происходит с использованием методов, доступных в тот период времени. Например, в романе Умберто Эко «Имя розы» герои расследует серию таинственных убийств в итальянском монастыре. В данному случае для автора детективная форма была важна не из-за «криминальной» основы, а из-за сюжета поиска истины, который лишь дополнял исторический фон Средневековья.
"Имя розы" Умберто Эко, Как написать исторический роман
Историческое фэнтези
В историческом фэнтези реальные события органично сочетаются с магией, волшебниками и фантастическими существами. Как правило, такие произведения воссоздают атмосферный сеттинг очень далеких от современности эпох Средневековой Европы, Древнего Китая и Японии, Англии времен королевы Виктории или короля Артура. Например, писательница Надин Брандес в романе «Романовы» рассказывает, как чудом выжившая княжна Анастасия Романова пытается с помощью магии спасти свою семью. Историческое фэнтези может разворачиваться и в вымышленном мире, который лишь смутно напоминает исторический период, подобно тому, как серии Джорджа Мартина «Песнь Льда и Пламени» или Анджея Сапковского «Ведьмак» отсылают к европейскому Средневековью.
"Игра престолов", Как написать историческое фэнтези
Литература памяти
Литература памяти охватывает различные жанры, от мемуаров до романов, где история представляется через призму личных воспоминаний. Например, в литературе автофикшн авторы обращаются к семейному прошлому, где герои, почти сливаясь с реальными авторами, изучают старые письма, дневники, обращаются к архивам и посещают места, связанные с их предками. Так, в романе «Памяти памяти» Мария Степанова исследует прошлое своей еврейско-русской семьи, «неприметной на фоне большой истории». Она стремится понять механизмы памяти и забвения, чтобы вернуть утраченное прошлое и свою идентичность.
"Памяти памяти", Как написать исторический роман

Фактура, сюжет, герои: 8 шагов, чтобы написать исторический роман

1. Разработка идеи как точки опоры
Важно предварительно сформулировать идею, чтобы не застрять на этапе исследования источников. Также стоит обдумать, почему эта идея требует именно формы исторической прозы и какие авторские задачи она поможет решить. Необходимо подумать о выбранной эпохе, её ключевых событиях и героях, и решить — какие из них стоит включить. Все это поможет определить уровень исторической достоверности и собственную версию происходящего. По мере работы идея может измениться, и это нормально. Однако важно иметь точку опоры, чтобы потом не утонуть в материале.
2. Изучение темы и работа с источниками
Перед тем, как погружаться в глубокое исследование, стоит провести поверхностный анализ. Это позволит оценить перспективы идеи и поможет избежать ненужных затрат времени и усилий.

Если анализ подтвердил потенциал темы, можно сосредоточиться на глубинном исследовании. Для исторической прозы это ключевой этап в работе. Вот примерный список источников и ресурсов, которые помогут в изучении выбранной темы и эпохи:
  • Научные работы: учебники, монографии, диссертации, статьи.
  • Архивы, в которых можно изучить реальные документы.
  • Литературные источники: дневники, мемуары, газеты, художественные произведения.
  • Консультации с историками и экспертами.
  • Посещение мест и музеев, связанных с темой.
Факты будут двигать историю, подсказывать ходы и идеи, встречи со свидетелями или поездки на места помогут наполнить текст конкретными деталями. Для сонастройки с эпохой можно читать аутентичные тексты: написанные в эти годы романы, дневники, письма. Однако важно вовремя себя остановить и помнить свою цель — написать художественный текст, а не историческое исследование.

Гузель Яхина рассказала, как исследование темы и поездки на места действия значительно продвинули ее в работе над романом о поволжских немцах «Дети мои»:
  • Съездила в Саратов, в Маркс, в Энгельс, походила по музеям, улицам, увидела те вещи, которыми пользовались сами немцы: ткани, из которых были сшиты их костюмы, сельскохозяйственные инструменты, расписные сундуки, вязаные кармашки для Библии, которыми они украшали дома, — все те бытовые мелочи, которыми они были окружены. Это погружение через вещи помогло мне осознать, что это были люди в основе похожие на нас.
    Гузель Яхина
  • Я также решила, что поскольку сейчас живу во Франции, то герои моего романа будут жить в Париже в период, известный в историографии как «Прекрасная эпоха». Тут все просто: если бы я писала про Петербург или другой русский город, то нужно было бы часто ездить в Россию, чтобы изучать архивные и другие исторические источники. А в Париже в моем распоряжении были и национальная библиотека, и национальные архивы.
    Елена Бриолле
3. Фактчекинг
Работа с историческим материалом вскрывает множество деталей. Лучше перепроверять все исторические факты, названия, имена, даты, включая названия улиц, зданий, лекарств, болезней и т.д. — сто или пятьдесят лет назад их просто могло не быть. Поэтому, помимо классического редактора текста, будет полезным привлечь второго редактора или бета-ридера, который владеет темой. Анахронизмы, т.е. нарушения исторической точности, как и искажения фактов, можно использовать только осознанно, поскольку они всегда имеют провокационную функцию. Например, резонансным стал анахронизм в виде пластиковой бутылки в романе Евгения Водолазкина «Лавр» о русском Средневековье. Так автор хотел подчеркнуть внеисторичность происходящих событий, однако у многих возникли вопросы, и по словам писателя, «…после выхода романа эти несчастные бутылки заняли непропорционально много места в обсуждениях "Лавра"».
"Лавр", Как написать исторический роман
4. Разработка сюжета
История содержит множество пробелов и понимается разными людьми по-разному ― здесь и заключена творческая свобода писателя. Можно как отталкиваться от исторических событий, так и смещать акцент в сторону вымысла, однако важно прямо не противоречить реальной истории. Например, Пушкин в «Капитанской дочке» органично сочетает исторические события о восстании Пугачева, суд над ним вместе с вымыслом — развитием отношений Петра и Марии.

"Капитанская дочка", Как написать исторический роман
Также стоит обдумать, как и с чьей точки зрения будет рассказана история, стоит ли включать реальные или вымышленные документы, письма, дневники, делать ли повествование линейным, или соположить разные времена, точки зрения и жанры. В романе «В круге первом» Александр Солженицын историю разработки бомбы и передачи данных США рассказывает с точки зрения абсолютно разных персонажей: от репрессированного ученого до Сталина. Так автор подчеркивает идею о связанности и причастности всех людей «большой» истории.
"В кругу первом", Как написать исторический роман
4. Создание объемных персонажей
Выводя в тексте реальную историческую фигуру, автор в большей или меньшей степени следует реальной биографии, что накладывает ограничения. В остальном, процесс создания персонажа, будь то вымышленный он или исторический, схож. Петр Первый, Черчилль, Нерон как персонажи также нуждаются в объеме ― важно показать их страхи, желания и слабости. Так Гузель Яхина описала свою работу над образом главного героя:
  • Я поняла, что нужно писать не о немце, который живет в немецкой республике и говорит на немецком языке, нужно писать о человеке, который пытается убежать от мира, о человеке, который внезапно оказывается вовлечен в разные отношения: в несчастную любовь, в любовь к девочке, ненужную ему изначально, в воспитание детей. Об этом нужно писать, а не о национальном. Тогда все получилось.
    Гузель Яхина
При этом персонажи должны разумно отражать нормы и ценности изображаемой эпохи, то, как люди думали и действовали в то время, когда были, например, другие представления о гендерных ролях, чести и социальном неравенстве.
6. Выбор стиля и языка
Язык — живой организм, меняется со временем и звучит по-разному в разные эпохи. Поэтому использование языка и стиля определенной эпохи — тоже историзм. Но мера стилизации может быть разной в зависимости от художественной задачи и потенциального читателя, его готовности лингвистически погрузиться в далекое прошлое. Марина Степнова говорила, что намеренно писала роман «Сад» современным языком:
"Между собакой и волком", Как написать исторический роман
  • Вы не будете читать сегодня роман, написанный на языке 19-го века — это скучно! Поэтому «Сад» только притворяется историческим, это современный роман в декорациях позапрошлого века. И я все сделала, чтобы это было ясно и на уровне языка, и на уровне героев.
    Марина Степнова
А Саша Соколов в романе «Между собакой и волком», напротив, стремился воссоздать архаичный русский язык, ставя свои эстетические задачи на первое место и не пытаясь быть понятным для читателя в оборотах «Ныне — пройдет бражник, валюсь в лопух, завтра — лунь я болотный, кычу совой в бору. А просплюсь — и пророк опять».
"Между собакой и волком", Как написать исторический роман
7. Внимательность к деталям и атмосфере
Детали нужны не только ради исторической достоверности, они делают мир правдивым и убедительным. Какими были будни героев — утро и завтраки, свободное время, разговоры, одежды, уровень технологий и медицины в описываемый период. В начале «Войны и мира», например, герои обсуждают новую для того времени болезнь — грипп, в «Тарасе Бульбе» Гоголь включает народные песни, казацкий быт и оружие того времени, Гузель Яхина в романе «Зулейха открывает глаза» описывает и татарский быт начала ХХ века, так и страшные реалии репрессий — вокзалы и поезда, сибирскую ссылку.
"Тарас Бульба", Как написать исторический роман
Тарас Бульба
Иллюстрация Михаила Зичи, XIX век
8. Авторская позиция
История — чувствительная тема. В зависимости от контекста отношение к разным историческим фигурам и событиям может быть диаметрально противоположным.
  • ... история всегда мифологизируется, вопрос в степени этой мифологизации. Государство неизменно стремится «приватизировать» историю — так было и будет во всех странах и национальных сообществах.
    Леонид Юзефович
При работе с историческим материалом автору лучше заранее решить, будет ли он реагировать на вопросы о возможных параллелях и актуальности описанных событий для настоящего дня, а также на возможные упреки в слишком вольном обхождении с фактами. Например, Валентин Пикуль парировал подобную критику доскональным знанием материала:
  • Критик же способен только ругать меня, но критиковать не может, ибо ему незнакомы материалы. Все сводится или к огульному охаиванию, или же к «ловле блох»… Я буду согласен только тогда с критикой, если увижу, что критик знает в истории то, что привелось узнать мне.
    Валентин Пикуль
В любом случае стоит помнить, что исторический роман всегда остается в плоскости художественности, где автор волен выбирать степень историзма, соотношение вымысла и фактов.
Источники
  1. Аксаков С. Семейная хроника. М.: Художественная литература, 1991.
  2. Александров Н. «Сегодня литература и история как бы меняются местами…» // Дружба Народов. 2017, №2.
  3. Брандес Н. Романовы. М.: АСТ, 2021.
  4. Водолазкин Е. Лавр. М.: Редакция Елены Шубиной, 2021. Гоголь Н. Тарас Бульба. М.: АСТ, 2022.
  5. Гомер, Илиада / Пер. с др.-гр. Н. Гнедица. М.: АСТ, 2023.
  6. Еремин В. «Я не думаю о читателях, когда пишу»: писательница Марина Степнова о 19-м веке, детях и революции // Амбиверт.
  7. Кожинов В. Историзм // КЛЭ. Т. 3. М.: Сов. энцикл., 1966.
  8. Корнацкий Н.Евгений Водолазкин рассказал о работе с Кустурицей над фильмом «Лавр» // Ведомости. 24.11.2023.
  9. Лукач Г. Исторический роман. Сост. Тесля А. А.БФУ им. И. Канта, 2023.
  10. Любимые книги: что читают россияне? // ВЦИОМ. 1.10.2018.
  11. Маркес Г. Г.: Сто лет одиночества. М.: АСТ, 2024.
  12. Мережковский Д. Христос и Антихрист. М.: Альфа-книга, 2008.
  13. Нигматулина Е. С точки зрения любви. Интервью с писателем Гузель Яхиной // Seasons of life, 2021, № 46.
  14. Никольский Е. Романный субжанр семейная хроника: вопросы истории и теории // Art Logos. 2020. №4.
  15. Пелевин В. Чапаев и Пустота. М.: АСТ, 2019.
  16. Пушкин А. Капитанская дочка. М.: АСТ, 2022.
  17. Соколов С. Между собакой и волком. Спб.: Азбука, 2010.Солженицын А. В круге первом. СПб.: Азбука, 2022.
  18. Степанова М. Памяти памяти. М.: Новое издательство, 2021.
  19. Суранова М. Интервью с Леонидом Юзефовичем: Дух империй долговечнее, чем они сами // Собеседник. 12.12.2022.
  20. Толстой Л. Война и мир. Комплект из 2-х книг. М.: Время, 2018.
  21. Шаров М. До и во время. М.: ArsisBooks, 2009. Эко У. Имя розы. М.: Corpus, 2022.
  22. Яхина Г. Зулейха открывает глаза. М.: Редакция Елены Шубиной, 2019.
Титульная иллюстрация: Альбрехт Адам, Наполеон в горящей Москве, 1841.
    Автор материала: Алена Пантюхина

    Дата публикации: 27.05.2024



    Читайте также