Писательское мастерство

Как создать сеттинг художественного произведения

Рассказываем, как устроен сеттинг, или художественный мир произведения, из чего он состоит и предлагаем алгоритм работы над ним.

Какие задачи выполняет сеттинг

Сеттинг (англ. setting ― окружение, обрамление) ― это художественный мир, в котором разворачивается история. Он включает в себя время, место, конфликт и атмосферу. Сеттинг вместе с сюжетом и героями является частью более общего понятия ― композиции. Готовый или известный сеттинг может быть основой для бесконечного количества историй. По такому принципу создаются фанфики. Например, по вселенной «Звёздных войн» написано множество отдельных историй, не связанных с действиями основных фильмов про Люка Скайуокера и Дарта Вейдера.

Сеттинг близок понятию хронотопа как особой «взаимосвязи времени и пространства». Михаил Бахтин охарактеризовал разные типы хронотопов ― фольклорный, авантюрный, автобиографический, средневековый, раблезианский, идиллический, и связал их с определенной картиной мира и философией исторической эпохи. В отличие от хронотопа, сеттинг более конкретен, и это скорее писательский инструмент, предполагающий проработку художественного мира и то, как он будет раскрывать историю и персонажа.

Каждый элемент сеттинга выполняет одну или несколько задач:

  1. Организовывает мир произведения в художественное единство.
  2. Двигает сюжет.
  3. Раскрывает персонажей.
  4. Регулирует ритм повествования.
  5. Позволяет заострить внимание на волнующих автора проблемах.
  6. Погружает читателя в историю и художественный мир, вызывает желание быть частью этого мира.
  7. Делает произведение убедительным и объемным.

Из каких элементов состоит сеттинг

Время действия
В каком времени разворачивается история ― настоящем, далеком прошлом или воображаемом будущем? Значимость исторических и социальных событий для раскрытия персонажа и конфликта определяет степень и меру их включения, а полное их отсутствие создает эффект вневременности и универсальности.
Например, Эрнест Хемингуэй в романе «Фиеста» маневрирует между двумя крайностями, описывая современность середины 20-х годов ХХ века, подчеркивает, как героев определил опыт первой мировой войны в их бесчувственности и эскапизме, но видит это «потерянное поколение» и в перспективе библейской вечности, на что намекает не только эпиграф из Екклесиаста, но и акцент на бытовых и частных перипетиях героев, повторяющихся во все времена для всех людей.
Сеттинг Фиеста Хемингуэй
Какой период в жизни персонажей охватывает история ― десятилетия, годы, месяцы, дни? Выбор определенной длительности создает ограничение и позволяет по-разному регулировать масштабы сеттинга ― от эпического до камерного, вне зависимости от того, сколько времени занимает история. Джеймс Джойс написал эпопею «Улисс» про один день, а Чехов в небольшом рассказе мог уместить годы.
Сеттинг Улисс
Место действия
В каком времени разворачивается история ― настоящем, далеком прошлом или воображаемом будущем? Значимость исторических и социальных событий для раскрытия персонажа и конфликта определяет степень и меру их включения, а полное их отсутствие создает эффект вневременности и универсальности.
Например, место действия романа Умберто Эко «Имя розы» ― средневековый католический монастырь. Несмотря на внешнюю детективную интригу, такое художественное пространство позволяет автору актуализировать философские и социальные проблемы ― о соотношении идеального и материального, власти и религии. Сюда же входит и антураж, внешняя обстановка и стилистика места действия. Например, фильмы нуар предполагают мрачный антураж ― ночные улицы и мокрый асфальт, неуютные гостиницы и малолюдные бары.
Сеттинга Имя розы Умберто Эко
Конфликт и обстоятельства
Базовое противоречие, заложенное в изображаемом мире, является его неотъемлемым свойством и обеспечивает развитие истории и персонажа. Хороший сеттинг ― соотношение времени, места и конфликта ― естественным образом порождает сюжет. Например, сеттинг необитаемого острова определил сюжет «Робинзона Крузо» в борьбе героя за выживание.Тип конфликта зависит от авторской воли ― это может быть классическая борьба добра со злом, или романтический конфликт между идеальным и земным, битва за социальную справедливость.
Сеттинг Робинзон Крузо
Атмосфера
Атмосфера определяет настроение и чувственный объем описываемого мира, что помогает читателю погрузиться в повествование и быть сопричастным ему. Атмосфера создается с помощью деталей и описаний, акцентов на чувственных образах звуков, запахов, манипуляции читательскими эмоциями. Атмосфера праздника ― звон тарелок, запах выпечки и цветные шары под потолком, или упомянутый выше нуар ― блеск мокрого асфальта, шляпы и пальто, дым и запах сигарет.
Например, литература ужасов нагнетает обстановку и создает тревожную атмосферу и с помощью описания чувств героев, их видений и кошмаров, что видно в фрагменте из рассказа Эдгара Аллана По «Падение дома Ашеров»: «Сердце мое наполнил леденящий холод, томила тоска, мысль цепенела, и напрасно воображение пыталось ее подхлестнутьона бессильна была настроиться на лад более возвышенный. Отчего же это, подумал я, отчего так угнетает меня один вид дома Ашеров? Я не находил разгадки и не мог совладать со смутными, непостижимыми образами, что осаждали меня, пока я смотрел и размышлял».
Сеттинг Падение дома Ашеров

Как подготовиться к работе с сеттингом

Роберт Макки утверждает, что банальный и скучный сеттинг проходного текста ― следствие того, что автор не знает, о чем пишет, выбирает готовые формулы и штампы, отказываясь от фактуры и чувственных образов. Чтобы создать убедительный сеттинг, следует сначала провести подготовительную работу.
Истории не возникают из ничего, а вырастают на основе того, что уже существует и является частью человеческого опыта.
Собрать материал
При создании сеттинга следует получить реальное, даже чувственное представление об изображаемом мире. В первую очередь можно обратиться к своему опыту и воспоминаниям, воспроизвести не только факты, но и ощущения ― страха и боли, тоски и радости, и использовать это в тексте. Во вторую очередь нужно наблюдать и исследовать. Например, при описании больниц и врачей, стоит там побывать и пообщаться с врачами, узнать на самом деле, как устроена их жизнь и работа. Чтение мемуаров и дневников, изучение истории и документов также поможет проникнуть в другой контекст. Однако не стоит забывать, что исследования предоставляют материал для творчества, но не могут его заменить. Собранный материал удобно систематизировать в виде таблицы или интеллект-карты, чтобы к нему можно было возвращаться и дополнять по мере работы над книгой.
Сделать творческий выбор
Детально продумав художественный мир и его законы, необходимо выделить лишь малую часть этой вселенной и представить ее наиболее важной и интересной на данный момент. Для каждого сюжетного этапа можно продумать несколько вариантов сцен ― например, встреча в кафе, на улице, на работе. А после выбрать, что подойдет больше персонажам и окружающему их миру.
Например, глобальный мир «Войны и мира» Толстого концентрируется вокруг нескольких семей и раскрывается в отдельных сценах ― первого бала Наташи Ростовой, Андрея Болконского под небом Аустерлица, каждая из которых служит той или иной авторской задаче, но не воспроизводит весь поток информации о начале XIX, с которой Толстой досконально познакомился. На этом этапе вселенная со своими заданными законами и условиями должна сжиматься до конкретных сцен и ситуаций.
Сеттинг Война и мир Толстой
Продумать темп погружения читателя в сеттинг
Сеттинг во многом связан с описательностью ― исторического времени, места, возможно, государства выдуманного или настоящего. Соответственно, в нем почти отсутствует действие и динамика. Поэтому важно найти определенный ритм раскрытия мира, конфликта и сюжетной динамики, их последовательного чередования. Из этого соотношения ― раскрытия мира, его свойств и движения сюжета складывается композиция произведения. Хотя некоторые писатели готовы нарушать этот баланс в угоду идее, например, Виктор Гюго отвел целую главу под историю Собора Парижской Богоматери в одноимённом романе, а Лев Толстой использовал длинное описание дуба, чтобы сделать объемнее образ князя Андрея.
Сеттинг Собор парижской богоматери
Предусмотреть связь героев с сеттингом
Отдельно стоит продумать место героя в заданных условиях и модель взаимодействия с миром, взаимосвязь с ним. Сеттинг может быть как пространством реализации и становления героя, так и подавляющей силой. Например, в сериале «Твин Пикс» эта связь проявляется в сюжете расследования убийства Лоры Палмер. Уютный городок оказывается местом скопления темных сил, и герой его разгадывает не только с помощью логики, но и благодаря интуиции, сновидениям. Парадоксально, что по мере проникновения в тайну этого мира, герой не столько его преобразовывает и подчиняет, сколько сам становится его жертвой.
Сеттинг Твин Пикс
Проверить сеттинг на логику и достоверность
Важно, чтобы текст следовал внутренней логике и не содержал взаимоисключающих явлений, поскольку это разрушает достоверность и убедительность описываемого мира, а следовательно ― ее сюжета, героев и смыслов. При написании книги об исторических событиях, необходимо аккуратно работать с контекстом и эпохой. Ошибки могут подорвать доверие читателей ко всей истории. Известны случаи, когда авторы по их словам осознанно использовали анахронизмы, например, Евгений Водолазкин ввел пластиковую бутылку в сеттинг средневекового леса в «Лавре», а Владимир Маканин упомянул мобильный телефон в романе «Асан», действие которого происходит в середине 1990-х.
Сеттинг Лавр Водолазкин
Продумать атмосферу, детали, эмоциональные связи
Необычные метафоры, акцент на чувственных образах ― запахах, звуках, вкусах, ощущениях ― делает описываемую историю более атмосферной и убедительной, чувственно погружает читателя в описываемый мир.

«Тут всегда, даже в тихую погоду, что-то гудело в старых амосовских печах, а во время грозы весь дом дрожал и, казалось, трескался на части, и было немножко страшно, особенно ночью, когда все десять больших окон вдруг освещались молнией». В приведенном фрагменте Чехов создает объемную атмосферу дома, в котором герою неуютно и одиноко и который таит в себе какую-то опасность ― дрожь и треск, страх героя, гроза и свет молнии, отраженный в окнах одинокого дома.

Подведем итоги: как создать сеттинг художественного произведения

  1. Сеттинг включает в себя время, место, конфликт, атмосферу и является частью композиции художественного произведения.
  2. Каждый элемент сеттинга стоит продумать так, чтобы он выполнял определенные задачи.
  3. Чтобы сеттинг получился проработанным, нужно провести исследования, собрать материал, решить, что должно быть описано напрямую, а что можно опустить, выбрать ритм погружения читателя в сеттинг, продумать взаимодействие сеттинга и героев, эмоциональные связи, степень детализации и достоверность сеттинга.
  4. Все детали, которые относятся к сеттингу, удобно систематизировать, например, в виде таблицы. К ней можно возвращаться, дополнять и конкретизировать в любой момент работы над рукописью.
Источники
  1. Maisel E. Mastering place and setting in your writing. Guide to Improving Your Writing By Transporting Your Readers. Eric Maisel Solutions Press, 2017.
  2. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике. М., 1975.
  3. Водолазкин Е. Лавр. М.: Редакция Елены Шубиной, 2021.
  4. Макки Р. История на миллион долларов: Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только / Пер. с англ. Е. Виноградовой. М.: Альпина нон-фикшн, 2010.
  5. Толстой Л. Война и мир. М.: Азбука, 2013.
  6. Хемингуэй Э. Фиеста (И восходит солнце) / Пер. с англ. В. Топер. М.: Эксмо-Пресс, 2014.
  7. Чехов А. Полное собрание повестей, рассказов и юморесок в 2 томах. Том 2. М.: Альфа-книга, 2019.
  8. Эко У. Имя розы / Пер. с итал. Е. Костюкович. М.: Corpus, 2022.
    Автор материала: Алена Пантюхина

    Дата публикации: 01.11.2023



    Читайте также