Мастерство сюжета

Чем отличается
сюжет от фабулы
и зачем это знать писателю

В основе любой истории лежит действие. Однако простое описание событий не делает текст художественным. Для истории принципиальное значение имеет сюжет — организованная определенным образом последовательность событий. В статье рассказываем, как создается сюжет и чем он отличается от фабулы.
Чем отличается сюжет от фабулы
В середине ХХ века антрополог Клод Леви-Стросс доказал, что люди мыслят мифологически, и в первобытных религиях он открыл универсальную структуру человеческого сознания. Понимание принципов мышления лежит в основе создания увлекательной и целостной истории. С этим связана и разница между сюжетом и фабулой.
  • Фабула
    — это события или действия в их хронологической последовательности.
  • Сюжет
    — это организация событий художественного мира и их связи. Они могут быть причинно-следственными, тогда сюжет близок фабуле. Или же более сложными, когда последовательность событий сложно организована или кажется случайной. В таком случае можно говорить о смысловых и ассоциативных связях.
  • Если фабула рассказывает, что случилось дальше, то есть отвечает только на вопрос «что?», то сюжет отвечает на вопросы «что?», «как?» и «почему?».

    «Король умер, после чего умерла королева» — это фабула.
    Но — «Король умер, и после этого королева умерла от горя» — уже сюжет, поскольку понятна причинно-следственная связь между двумя событиями.
Как создать сюжет на основе фабулы
  • Выбрать сюжетную модель
    Исходя из типа конфликта, ключевых событий и характеристик героев создается сюжет, то есть организация событий и связи между ними. Можно опираться как на классические сюжетные схемы, так выбирать необычные композиционные решения.
  • Продумать конфликт
    Конфликт — главная пружина произведения, которая определяет логику сюжета. Нет противоречия — нет истории и динамики. Внешний конфликт — социальный или метафизический (борьба добра со злом) — ведет к борьбе внешних сил или героя с несправедливым миром. А внутренний конфликт разворачивается в сознании персонажа, в его впечатлениях и переживаниях. Часто встречаются наслоения разных конфликтов, как, например, в «Крестном отце». Его сюжет не исчерпывается борьбой между бандитскими группами, скорее она является внешним условием превращения героя из добропорядочного офицера в главу мафиозного клана.
  • Отобрать события
    В среднем художественное произведение состоит из 60–70 событий (сцен). И автор должен решить, какие события важно показать читателю, а какие нет, и в какой последовательности. Автор должен быть уверен, зачем нужен такой порядок событий, выбирая из десятка возможных комбинаций событий ту, которая раскроет художественный замысел наилучшим образом. В фабуле необходимо выделить самые важные для развития и разрешения конфликта события. Как утверждал А. П. Чехов, если в начале пьесы на стене висит ружье, то к концу пьесы оно должно выстрелить. Все описанные события должны создавать пространство для проявления персонажей и вызывать эмоции у читателя.
  • Предусмотреть изменение героев (арки персонажей)
    Каждое событие должно развивать персонажа. Мотивация героя, его страхи и желания также могут определять траекторию его развития. Например, образ Джокера со временем трансформировался из суперзлодея в циника и жертву равнодушного общества. Так предыстория персонажа, его травмы могут менять сюжет.
  • Помнить о ритме повествования
    Ритм — это динамика между действием и бездействием, напряжением и покоем. Как и в музыке, сюжетный ритм может быть разным. Но закономерности в статике и динамике помогают читателю не устать и не заскучать, а для автора создают пространство для сюжетного маневра.
Какие приемы помогают построить сюжет
С точки зрения сюжета событием может стать воспоминание, мысль, деталь. В тексте может вообще ничего не происходить, но в нем будет полноценный сюжет. Существует ряд приемов, которые помогают вывести повествование за рамки линейности. Рассмотрим некоторые из них.
  • Флешбэки, воспоминания и другие нарушения хронологии
    Флешбэки создают объемную историю, в которой настоящее связано с прошлым. Также непоследовательная хронология помогает постепенно раскрывать персонажа.

    Классический пример — роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Нарушенная хронология и разные перспективы показывают героя сначала с точки зрения людей, которые его не понимают, а после — в дневнике — читатель видит внутреннюю драму персонажа и осознает причины разрушительности поступков Печорина.

    Или в «эпопее» Марселя Пруста «В поисках утраченного времени» сюжет строится на воспоминаниях героя о своей жизни — зачастую хаотичных, но наполненных внутренними ассоциативными связями. На этом основана авторская философия — Пруст считает, что становление человека происходит не в потоке жизни, случайных событиях и страстях, а в процессе собирания себя через память.
  • Параллельные сюжетные линии и работа с контекстом
    Несколько сюжетных линий и персонажей могут развиваться в тексте автономно, как это, например, происходит в романах Л. Н. Толстого. Важно не только, что происходит с персонажами, но и как отдельные истории «рифмуются» на уровне художественного целого. Например, содержательно противопоставление семей Болконских и Ростовых или как дополняют друг друга философские поиски Андрея и Пьера.

    Подобную роль может играть аллюзии, природный или исторический контексты.

    Например, герой романа Виктора Пелевина «Generation П» — закономерное порождение эпохи 1990 годов. Из книжного мальчика он превращается в циничного маркетолога сообразно тому, как советская утопия трансформируется в мир дикого капитализма.
  • Идеология как источник конфликта в сюжете
    Размышления идеологического или философского характера могут принадлежать как автору-повествователю, так и любому из персонажей. В художественном тексте лучше избегать прямого изложения авторских мыслей. Но можно наделить героев разными идеями и сталкивать их — как сюжетно, так и символически, не отдавая предпочтение ни одной из них. Такой прием часто использовал Ф. М. Достоевский в своих романах.
  • Психологический или «бесфабульный» сюжет
    Встречаются тексты, в которых на первый взгляд ничего не происходит. Но в них все равно есть законченная интрига и смысл, а значит сюжет. Например, в рассказе А. П. Чехова «Студент» герой просто идет домой и встречает двух женщин. Это вся фабула, больше в тексте ничего не происходит. Сюжет рассказа составляют переживания героя — он утратил веру в Бога. Но разговор с женщинами меняет его жизнь и дарит ей новый смысл.

    Триггером развития или разрешения конфликта могут быть совсем незначительные события, но в сознании героя они вызовут кардинальные изменения.
Как одна фабула может порождать разные сюжеты

В фильме Акиры Куросавы «Расёмон» простая фабула преступления — разбойник напал в лесу на самурая и его жену. После — жена изнасилована, самурай мертв, а дорогой кинжал украден. Но суд, расследуя эти преступления и выслушивая всех участников событий, сталкивается с четырьмя абсолютно разными версиями происходящего ― сюжетами.

Отношения между героями, их поступки имеют сложную мотивацию — страх, стыд, бедность, слабость. Для самурая позорно проиграть в поединке разбойнику, для женщины позорно надругательство и предательство мужа.

В фильме Куросава раскрывает величину зазора между внешними событиями (фабулой) и их истинным смыслом (сюжетом).
Как проработанный сюжет
меняет текст
Текст не сводится к описанию, кто и что сделал, а дает нетривиальные ответы на вопросы, почему и зачем кто-то что-то сделал.

Поэтому проработанный сюжет:
  • Раскрывает художественный замысел и идею произведения,
  • Делает даже фантастическую историю правдоподобной и реалистичной,
  • Делает текст увлекательным для читателя.
Упражнения
Источники
  1. Леви-Стросс К. Структурная антропология / Пер. с фр. Вяч. Иванова. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
  2. Хализев В. Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2002.
  3. Форстер Э. М. Аспекты романа. Избранное / Пер. с англ. М. Шерешевской. Л.: Художественная литература, 1977.
  4. Макки Р. История на миллион долларов: Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только / Пер. с англ. Е. Виноградовой. М.: Альпина нон-фикшн, 2010.
  5. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. М.: Наука, 1976. Т. 3. Письма.
Художественные произведения:
  1. Лермонтов. М. Ю. Сочинения в двух томах. Т. 2. М.: Правда, 1988.
  2. Пруст М. В поисках утраченного времени. В двух томах / Пер. с фр. А. Франковского А. Федорова. М.: Альфа-книга, 2021.
  3. Толстой Л. Н. Война и мир: Роман в четырех томах. М.: Эксмо, 2008.
  4. Пелевин В. О. Generation «П». М.: Вагриус, 1999.
  5. Чехов А. П. Дама с собачкой. Сборник. М.: Эксмо, 2021.
Фильмы
  1. Коппола Ф. Ф. Крестный отец (Paramount Pictures). 1972.
  2. Куросава А. Расёмон (Daiei). 1950.
  3. Бертон Т. Бэтмен (Warner Bros.). 1989.
  4. Нолан К. Тёмный рыцарь (Warner Bros.). 2008.
  5. Филлипс Т. Джокер (Warner Bros. Pictures). 2019.
Автор материала: Алёна Пантюхина
Редактор: Мария Мальки
Вёрстка: Анастасия Варакина

Дата публикации: 17.10.2022
Читайте также